У Кентавра

Книжная лавка «У Кентавра» была открыта в 1997 году в главном корпусе ведущего вуза Москвы – РГГУ. Местонахождение определяет ассортимент магазина. Название книжного связано с университетским преданием о науке «кентавристике», придуманной преподавателем РГГУ Даниилом Даниным. Это наука изучения «тонкой структуры парадоксов», совмещения, казалось бы, несовместимого, как и легендарный Кентавр. В лавке вы найдете и классические труды, и качественную современную литературу, и новейшие открытия в области гуманитарной мысли. Символом лавки остается копия статуи кентавра, оригинал который был найден кардиналом Фуриетти на вилле римского императора Адриана и хранится в Лувре. Бородатый Кентавр и оседлавший его Купидон размещены в центральной витрине книжного. Партнером лавки выступает издательство «Кучково поле», которое специализируется на публикации исторических документов, мемуаров, исследований и монографий и в то же время книг и альбомов по искусству и архитектуре. Многие экспонаты из собраний российских музеев именно в книгах издательства становятся впервые доступны широкой публике. Издания «Кучково поле» представлены «У Кентавра» в самом полном ассортименте.

События

Москва 15 марта, начало в 19:00, 190 дней назад

Что происходит с исследователем, погруженным в длительное поле? Какие возможности для исследования открываются с позиции включенного наблюдателя? Каковы риски такого включения? К сожалению, в поле российской социальной науки метод включенного наблюдения и длительное этнографическое исследование по разным причинам практически не используются

Далее

Москва 13 марта, начало в 19:00, 192 дня назад

Тема Холокоста была практически табуирована в советском кино, лишь изредка прорываясь на экран. А ведь одна из первых картин о еврейской трагедии в мировом кинематографе была снята именно в СССР. Это фильм Марка Донского «Непокоренные», выпущенный в 1945-м году и прямо отсылающий к событиям Бабьего Яра

Далее

Москва 12 марта, начало в 19:00, 193 дня назад

Сегодня в России существует достаточно обширный рынок интеллектуальной литературы. Хотя самые известные «бестселлеры» издаются скорее книжными гигантами, основной массив таких текстов, тем не менее, публикуют «независимые» издательства. Однако наиболее авторитетные и обсуждаемые из этих книг — преимущественно переводы

Далее

Москва 1 марта, начало в 19:00, 204 дня назад

1 марта состоится первое в новом сезоне заседание Кафедры литературной премии им. Александра Пятигорского. В рамках серии встреч будут обсуждаться сочинения, вошедшие в длинный список шестого сезона 2018-2019. На встрече, которая пройдет в книжной лавке РГГУ «У Кентавра» 1 марта в 19:00, модераторы Кирилл Мартынов, член жюри, и Ксения Голубович, председатель жюри премии шестого сезона, обсудят первые 7 сочинений: 1

Далее

Москва 27 февраля, начало в 19:00, 206 дней назад

У этого обсуждения две интриги. Одна связана с именем Егора Летова – звезды русского панк-рока, чья популярность на протяжении его музыкальной карьеры имела очень разную природу. Речь пойдет о степени и характере влияния Летова на современную поэзию, музыку и другие культурные практики, о возможных подходах к изучению рок-произведения и рок-репутации в гуманитарных науках

Далее

Москва 22 февраля, начало в 19:00, 211 дней назад

В пятницу, 22 февраля, в книжной лавке РГГУ «У Кентавра» пройдет показ и обсуждение документального фильма «Девочки из цыганского табора», снятый Юлией Вишневецкой в рамках проекта «Признаки жизни» «Радио Свобода». В фильме рассказывается история двух цыганок и подружившейся с ними волонтера Дины

Далее

Москва 20 февраля c 19:00 до 21:00, 213 дней назад

В последние годы феминистская повестка играет на публичной сцене (и не только российской) все более и более значительную роль. Литература тут не исключение. Уже несколько сезонов в списках литературных премий лидируют тексты, написанные авторками, а не авторами

Далее

Москва 15 февраля, начало в 19:00, 218 дней назад

В пятницу, 15 февраля, мы обратимся к тексту Фрейда «Случай Шребера. Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая» и продолжим обсуждение статьи Лакана «О вопросе, предваряющем любой возможный подход к лечению психоза». Здесь Лакан суммирует свой семинар, посвящённый психозу судьи Даниэля Пауля Шребера, и, кроме того, делает ряд дополнительных замечаний и выдвигает ряд новых концепций, выходящих за пределы этого семинара

Далее

Москва 13 февраля, начало в 19:00, 220 дней назад

В среду, 13 февраля, в книжном магазине «У Кентавра» состоится дискуссия по новой книге Елены Нестеровой «Товарищество передвижников. Демократический реализм» (Издательство «Кучково поле»). Феномен Товарищества передвижных выставок, просуществовавший более полувека, — с 1870-х до 1923 года, — оказывается ключевым для понимания и социологии русского искусства, и тематических решений живописной картины, и формирования реалистического стиля.  «Объединившись для общего дела, художники-разночинцы смогли создать свою живописную картину мира, внеся изменения буквально во все традиционные жанры изобразительного искусства

Далее

Москва 12 февраля, начало в 19:00, 221 день назад

12 февраля в книжном магазине «У Кентавра» пройдет дискуссия по книге «Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне» (Издательство «Политическая энциклопедия»), подготовленной сотрудниками Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ

Далее

Москва 11 февраля, начало в 19:00, 222 дня назад

В понедельник, 11 февраля, в книжном магазине «У Кентавра» пройдет презентация исследовательского проекта Виталия Морозова и Сергея Зотова «Русский Парацельс». Парацельс – швейцарский врач, философ и алхимик, живший в XVI в., остается почти неизвестным в современной России

Далее

Москва 7 февраля, начало в 19:00, 226 дней назад

7 февраля в 19-00 в книжном магазине «У Кентавра» состоится презентация книги искусствоведа Екатерины Бобринской «Душа толпы. Искусство и социальная мифология» («Кучково поле»). В своей книге Бобринская анализирует, как «научные» представления о толпе конца XIX и начала XX века повлияли на модернистское европейское и российское искусство

Далее

Москва 6 февраля, начало в 19:00, 227 дней назад

Гуманитарное знание – это почти всегда операции с чужой мыслью; пусть даже она присутствует не в словах, а в изображении, иерархии или, например, в чьем-либо эксплицированном или повседневном впечатлении. Думая об этом, выбираем ли мы втягивание автора этой мысли в горизонт собственных идей и интересов, заявляем ли о своей верности задачам установления и пояснения контекста, или (намеренно или неосознанно) объявляем свои идеи и интересы вневременными – вопрос в значительной степени риторический

Далее

Москва 29 января c 19:00 до 21:00, 235 дней назад

29 января, во вторник, в книжном магазине «У Кентавра» совместно с Центром изучения религий РГГУ состоится презентация первого номера журнала «Studia Religiosa Rossica». Исследования сотрудников Центра хорошо известны как в России, так и за рубежом, а сам Центр работает уже 25 лет, поэтому необходимость создания собственного журнала назрела давно

Далее

Москва 28 декабря 2018, начало в 19:00, 267 дней назад

В пятницу, 28 декабря, в книжной лавке «У Кентавра» состоится презентация книги Георгия Чернавина «Непонятность само собой разумеющегося» (Москва, Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2018). Насколько мы понимаем и осознаем сами собой разумеющиеся вещи? Нам якобы всегда уже ясно – где мы, кто мы и что происходит

Далее

Москва 27 декабря 2018, начало в 19:00, 268 дней назад

27 декабря, в четверг, в книжном У Кентавра пройдет презентация первого выпуска Бюллетеня Лаборатории художественной критики «Термит». В сборник вошли тексты Анатолия Осмоловского, Бориса Клюшникова, Константина Бохорова, Александры Шестаковой, Егора Софронова, Вика Лащенова, Марианны Кручиновой, Саши Грач, Романа Балабанова, Анастасии Хаустовой, а также переводы работ Алена Бадью «Субъект искусства» и Вилема Флюссера «Перекодировка» с комментариями Бориса Клюшникова, Константина Бохорова и Анатолия Осмоловского.   Бюллетень — новое периодическое издание по искусству, критике и теории, которое издается Лабораторией художественной критики и планируется к выходу три раза в год

Далее

Москва 26 декабря 2018, начало в 19:00, 269 дней назад

Есть эпохи, когда стихотворение не только существует сугубо приватно, но и собой эту приватность олицетворяет: стихи читаются про себя и это чтение требует сосредоточенной тишины, особого рода интимности. Есть эпохи, когда поэзия выходит на площади и стадионы, и устный модус ее существования становится более заметен

Далее

Москва 22 декабря 2018, начало в 18:30, 273 дня назад

22 декабря, в субботу, в книжной лавке «У Кентавра» состоится дискуссия, посвященная биографии и теоретическому наследию австрийского писателя и художника Рауля Хаусмана (1886-1971) –  одного из самых ярких и деятельных представителей берлинского дадаизма и межвоенного европейского авангарда. Хаусман экспериментировал с фотомонтажом, создавал художественные инсталляции, работал с фонетической поэзией, писал прозу

Далее

Москва 21 декабря 2018, начало в 19:00, 274 дня назад

В пятницу, 21 декабря, участники курса 'Введение в чтение Лакана', следуя за многочисленными вопросами слушателей о психоанализе психозов, обратятся к статье Лакана 'О вопросе, предваряющем любой возможный подход к лечению психоза'. В этом тексте Лакан суммирует свой семинар, посвящённый психозу судьи Даниэля Пауля Шребера, а также делает ряд дополнительных замечаний и выдвигает ряд новых концепций, выходящих за пределы семинара.  Опираясь на 'Мемуары нервнобольного' Шребера и на посвящённый им клинический очерк Фрейда, сам будучи психиатром по образованию, Лакан формулирует здесь фундаментальные идеи своего дальнейшего учения – о символической функции отца (отцовской метафоре), о её связи с фаллическим значением и об отбрасывании (форклюзии) Имени Отца как основе психоза

Далее

Москва 14 декабря 2018, начало в 19:00, 281 день назад

14 декабря в книжной лавке У Кентавра состоится звуковой перформанс Георгия Орлова. Сюжет электроакустического выступления развернется сквозь очередность развития технических медиумов письменной культуры. Перформанс воссоздаст звуковые структуры, не требующие понимания музыки как фиксированной последовательности партитур. Большинство объектов, задействованных в выступлении, основываются на рецепции разных систем письменности в пространстве книжного магазина.

Далее